Назад Вперед

От главного редактора
Нынешний год для нашего коллектива начинался очень печально. Не успела утихнуть праздничная суета, как пришло известие о тяжелой, невосполнимой утрате: 2 января скоропостижно скончался Олег Чириков, исполнительной директор организации, издающей «ДОШ». Олег Константинович был для нас мудрым советчиком, надежной опорой во всех начинаниях. Ушел из жизни замечательный человек, наш соратник, стоявший у истоков журнала. Нам будет без него трудно.
За этой бедой вскоре последовала новая: 9 апреля мы потеряли большого друга. Умер Степан Кашурко, президент международного центра по розыску и увековечению памяти павших героев Великой Отечественной войны, действительный член академии проблем безопасности, обороны и правопорядка… Можно было бы еще долго перечислять его звания и награды, но для нас он был прежде всего другом. И не только для нас – для всех вайнахов.
Не забыть, как в 1998 году, в Москве, на вечере памяти героя Великой Отечественной Мавлита Висаитова Степан Савельевич, солидный седой мужчина, поднялся на сцену и с благородной горячностью начал говорить о том, что не только Висаитов, но и множество других чеченцев и ингушей были представлены к званию Героя Советского Союза, «но из-за их национальности преступная сталинская власть предала забвению их подвиги!» Он называл имена, которые уже смог выяснить, и цифры, говорящие о том, что есть много имен, которые еще предстоит узнать…
Это выступление и архивные документы, которыми располагал Кашурко, увы, не вызвали тогда особого интереса. Зато когда несколько лет спустя мы в первом же номере нашего журнала открыли рубрику «История» очерком С. Кашурко о судьбе летчика-героя Даши Акаева, это стало началом плодотворного сотрудничества. Степан Савельевич в течение четырех лет рассказывал на страницах «Дош» о трагических, но и достойных славы событиях из истории чеченского народа. Многие из его очерков перепечатывались позже другими изданиями, их переводы публиковались за границей.
Степан Кашурко занимался поисками безвестных героев и увековечением их памяти не только в Чечено-Ингушетии, но и на всем огромном пространстве Советского Союза. Он 45 лет занимался этим поистине святым делом, превратив свою жизнь в беззаветное, самоотверженное служение ему. А что может быть дороже памяти для тех, кто не дождался с фронта своего сына, отца, брата… Скольким семьям Степан Савельевич вернул покой и принес утешение! Нет таких слов, что могли бы в полной мере выразить благодарность за все, что он совершил, подчас наперекор давлению властей.
Светлая и вечная память этому великодушному, мужественному человеку.

Исрапил Шовхалов