Листать журнал
КУЛЬТУРА
           
 

НЕОБЪЯСНИМАЯ МАГИЯ ТАЛАНТА

 
           
     
    Есть имена, пояснений не требующие. Сегодня для каждого, кто мало-мальски знаком с чеченской музыкальной культурой, таково имя певицы Марьям Ташаевой. А между тем ее путь восхождения к славе был весьма нелегким, и зигзагов на нем случалось немало. Когда слушаешь ее, кажется порой, что удары судьбы, лишения и испытания, через которые проходила певица, наложили свой отпечаток на ее песни и манеру исполнения. И эти же трудности закалили ее характер, выработали тот внутренний стержень, который, собственно, и позволил ей стать той, какой ее сегодня знают и любят. Сейчас, оглядываясь назад с высоты своего жизненного и профессионального опыта, уже, наверное, можно философски оценивать превратности прошлого, его черно-белые полосы. А тогда надо было любой ценой одолеть тернистый путь, как поет она сама: "то падая, то вставая, но видя вдали свою счастливую звезду".
"Буьйсане доьху ас" - призыв к ночи вернуть любимого, "Некъ бо ас" - о трудной дороге, что ведет к счастью, "Хьомениг" - трогательная, но и полная смиренного достоинства жалоба перед лицом неизбежной разлуки. Эти и другие песни, ставшие своего рода гимнами женственности, представляются многочисленным поклонникам Марьям исповедальными, в них видят отражение личных переживаний и даже биографии исполнительницы. Женщины разных возрастов и судеб - влюбленные невесты, счастливые и разочарованные жены, покинутые и те, чья любовь безответна, молодые и не очень - примеривают каждую из этих песен к себе. Сильный, звучный голос с легкой волнующей хрипотцой, необычайно богатый пленительными оттенками, оригинальная манера создания цельного, до самых заповедных глубин проникающего в душу сценического образа - все это не оставляет равнодушными к творчеству Марьям даже тех мужчин, кто не очень-то понимает чувства слабого пола и вовсе не склонен их разделять.
Певица принимала участие в различных конкурсах и фестивалях. Получала призы, дипломы и всякие там грамоты. И звание народной артистки Чечни и Ингушетии у нее есть. Но ей никогда даже в голову не приходило кичиться такими вещами, а уж тем паче, подобно иным, приписывать самой себе несуществующие титулы. Ей это было не нужно потому, что звездой ее сделали не звания и дипломы. Она сама своим талантом, этим волшебным голосом создала себе имя.
Как-то на сборном концерте чеченских артистов в Москве ведущий Владимир Березин за кулисами записывал, как ему представлять выступающих. Одна исполнительница минут, наверное, пять с пеной у рта перечисляла свои регалии и заслуги, список которых надлежало непременно огласить перед публикой так, что ведущий, не стерпев, с перекошенным лицом прервал ее: "Я всего этого не запомню!" И обратился к следующей: "А вас как представить?" - на что певица тихо ответила: "Просто Марьям Ташаева".
Летом Марьям, мать четверых детей, недавно ставшая также и самой молодой бабушкой на нашей эстраде отмечает день рождения.
Что бабушке больше по душе: творческая деятельность или внука нянчить?
Хочешь, чтобы я сделала выбор? Никогда этого не будет. Одно другому нисколько не мешает, даже скорее помогает. С рождением Эмидина я еще больше расцвела, все вокруг это заметили (смеется), и без ложной скромности скажу - вдохновения прибавилось, я чувствую прилив новых сил, моя уверенность крепнет. Это такое ощущение, что его трудно передать словами. Когда я с внуком, у меня душа радуется.
В последнее время в твоем репертуаре появились старые песни, когда-то уже имевшие успех в исполнении других артистов. Злые языки в связи с этим ехидно намекают, что у тебя, мол, творческий кризис.
Я не буду им смеяться в лицо, а делом докажу обратное. Да, я исполнила несколько песен, когда-то спетых уважаемыми мною артистами. Хотела их напомнить, такие песни пылиться не должны, они актуальны и сегодня, в том числе для молодежи. Считаю, что их надо было спеть. Творческий кризис здесь ни при чем. У меня очень большой багаж, и я буду петь новые песни.
Нынешняя молодежь, да и зрительская аудитория вообще, утратила способность к восприятию серьезных лирических песен. Всем подавай исключительно лезгинки, под которые бойкие парочки из зала, а то и целые группы выскакивают на сцену во время выступления артистов и танцуют. Не считаешь, что и вы - профессионалы - повинны в том, что планка так сильно пошла вниз?
Да, вынуждена с этим согласиться, поскольку мы изначально допустили такое положение вещей. Насколько я понимаю, получилось примерно так: в тягостном хаосе нашей жизни люди, собираясь на вечеринках, свадьбах и т.п., как правило, слушали танцевальные песни, лишь бы повеселиться, отвлечься от бесконечных неприятностей и бед. Затем это как-то незаметно перенеслось на сцену, ведь для людей, которых так разбросало, концерты - единственная возможность собраться вместе. Да, мы пошли за публикой вместо того, чтобы поддерживать ее духовные запросы на должной высоте. Это нужно поправить. Аккуратно, тактично. Одной мне этого не сделать, пять человек тоже не смогут. Надо всем вместе работать над этим. Посмотрите, "Beetlz", "Dee people" поразительно популярны по сей день, это уже классика. Точно так же содержательные, философски значимые явления со временем станут классикой, займут заслуженное место и на нашей эстраде, в нашей культуре.
Но для этого, конечно, артисты должны показывать качественный уровень.
К сожалению, среди новых исполнителей не видится замены ни Дадашевой, ни Ташаевой, ни Айдамировой, ни Усманову и другим профессионалам. Есть молодые, симпатичные, но безголосые девушки и парни, чьего уровня, как говорят многие, может достигнуть всякий, распевая на домашнем караоке. Вот и тебя обвиняют, что Ташаева, высокопрофессиональная артистка, раскручивает свою дочь, у которой вокальные данные не столь сильны.
Если на Дадашевой, Ташаевой, Усманове, Димаеве все остановилось, значит - культура куда-то исчезает. Я все-таки хочу надеяться, что это не так. Мы появились в то время, когда наши голоса слышали. В силу разных обстоятельств сегодня талантливой молодежи трудно себя показать. Давайте не искать в них изъяны, не судить их строго. Мы, ветераны сцены, должны всячески помогать молодым, оказывать им поддержку. Плохо поют? Так давайте их научим, ведь нас в свое время этому учили. Нам тоже в 18-20 лет не говорили, что мы гениальные, и у нас было много ошибок. Но мы учились. Подрастающее поколение не критиковать и осуждать надо, а помогать им. Наш народ никогда, даже в самые тяжелые времена не жил без национальной гармошки и доуля. Профессию надо не превращать в низкое ремесло, напротив - ее надо поднимать.
Я начну со своей дочери, другой пусть свое чадо учит. Может, нескромно, что говорю о дочери, но недавняя презентация сольной программы Хавы в Нальчике показала, что она может заниматься пением, и неплохо. Программа состояла из песен, написанных специально для нее Тамарой, Имраном, что-то взяла из Баны Гайтукаевой. Сценаристом концерта был писатель-драматург Муса Ахмадов, режиссером Хава Ахмадова. В зрительном зале, кроме наших, было очень много кабардинцев, балкарцев, представителей других национальностей. И никто не просил перевода. Я, конечно, волновалась, так как сама не принимала в этом участия, а сидела вместе с Тамарой и Имраном в зрительном зале. Мы оттуда выходили, спели по паре песен. Оказалось, волноваться не стоило - вся программа была принята на ура. Это лишний раз доказывает, что Хаве есть место на этой сцене. И совсем не потому, что она дочь Марьям. Да, ее голос мощным не назовешь, но есть же прекрасная французская певица Фармер с маленьким голосочком, или та же Сара Брайтман - они поют маленькими ангельскими голосочками, это не мешает их сольной карьере. А за Хавой все заметили ее актерские способности, умение доносить до слушателей каждую песню, каждый песенный образ.
Твой творческий союз с Имраном Усмановым, как и с Тамарой Дадашевой, принес успех. Песни, написанные в соавторстве с ними, кажется, очень ярко отражают твою личность. Ожидается продолжение этого сотрудничества?
Дала мукълахь! - Непременно.
Что слушает сама Ташаева на досуге?
Мне нравится все, что сделано на высоком уровне. Люблю хорошую музыку. Я могу и Тамару послушать, и что-нибудь зарубежное: мне по сердцу Элтон Джон, Селин Дион, Брайан Адамс. Все настоящее..
Как ты себе выбираешь песни - музыку, стихи? Что Ташаева может спеть, а за что не возьмется никогда?
Есть примитивные безделки, их споешь, попрыгаешь, а назавтра они уже забылись. Это не мое. Не потому, что я в годах, не умею прыгать и танцевать. Я и в двадцать лет пела серьезные песни. У меня натура другая. Я лирико-драматическая певица, мне по душе философия, я хочу доносить до зрителя серьезные образы. Надеюсь, что мне это удается.
Тут совсем недавно я получила книгу, изданную вашим журналом - сборник стихов покойной Баны Гайтукаевой, моей троюродной сестры (говорю об этом с гордостью). Она мне говорила про эти стихи, при ее жизни я, к стыду своему, не успела их прочесть, а теперь поражаюсь, сколько там того, что мне близко. Пробую сама сочинять мелодии к стихам Баны, создать новые песни. Я сосредоточилась на них, это моя ближайшая задача.
* * *
…Здесь, мне кажется, уместно пересказать случай из жизни, о котором мне поведала одна из наших читательниц, обосновавшаяся в провинции, в Тверской области. Эта история непосредственно связана с творчеством Марьям Ташаевой. Она звучала так:
- Весна-то выдалась поздняя, мокрая. Дожди да дожди, а людям в деревне картошку, другие овощи сажать надо. Поэтому, чуть проглянет солнышко, все высыпают на свои участки: копают, рыхлят, сеют - работают, как говорится, до упаду, лишь бы побольше успеть. А один из соседей вынес магнитофон, включил на полную громкость, чтобы всем слышно было. Так под музыку, перекликаясь, продолжали работать. Стало веселее, жаль только, кассета у него была одна, а песни все типа "Владимирский централ". Ну, я и вынесла другую, с записями песен из кинофильмов. Прокрутили ее. А потом кто-то мне кричит:
- Слушай, чеченка (так меня, как и многих русских из Чечни, здесь то и дело в шутку называют), а чеченские песни у тебя есть?
Другой голос за меня ответил:
- Ну, Володя, ты даешь! Откуда они возьмутся у Ани, если она сама оттуда едва ноги унесла…
- Есть у меня чеченские песни, - удивила я их. - Сейчас принесу.
Один из соседей, основательный, серьезный, как мне представлялось, не слишком эмоциональный мужчина лет под пятьдесят, тоже, как и я, переселенец, только из Казахстана, говорит: "Аня, найди-ка ту песню… ну, такую волнующую… Да знаешь ты, про какую я…"
Я и впрямь догадалась, что речь идет о песне Марьям Ташаевой "Буьйсане доьху ас". Нашла ее, и опять зазвучал красивый мощный голос чеченской певицы. Я и сама очень люблю эту песню, помню, как когда-то, задолго до всех этих потрясений, до войны, Марьям, кажется, впервые появилась с ней на телевидении. Тонкая, в черном платье и зеленом развевающемся шарфе, она пела проникновенно и страстно, словно пропуская через свое собственное сердце смятенные чувства одинокой женщины. Поражало все: и страстный раздольный голос, и свобода, открытость переживаний, и умение певицы донести все это до слушателя, зацепить его, разбудить, я бы даже сказала - разбередить что-то сокровенное в душе… Но, по правде говоря, я не ждала, что эта песня так возьмет за живое моего соседа. Представляете, он прокрутил ее второй раз, потом поставил опять… Так и сидел, сжав голову руками, слушал, снова ставил… Не позволил хозяину магнитофона "сменить пластинку". Да тот, впрочем, и не пытался. Эта песня всех проняла, каждый в ней почувствовал что-то, созвучное своей душе. Собственной боли. Люди притихли, перестали шутить. Надо ли так было их будоражить? Не знаю. Но думаю, что надо.
А сосед Сергей Иванович, прослушав одну и ту же песню раз, наверное, двадцать, попросил у меня кассету - переписать. И на вопрос, чем она его так тронула, сказал:
- Мне кажется, это сама Чечня… Я увидел настоящую Чечню, с ее бедой. Тут и боль, и тоска, но тут и мужество, и сила духа…
- Но песня вовсе не о войне, - говорю я ему. - Она о любви, о страданиях женщины…
- Неважно. Для меня главное - тот образ, который она несет в себе. Таких проникновенных песен сейчас и не услышишь…
Привыкнув считать Марьям Ташаеву певицей сокровенных женских чувств, я и представить не могла, что ее пение способно так заворожить мужчину, да еще русского. Вызвать прозрение такой силы...
Но, видимо, это и есть чары подлинного таланта. Магия, которую не объяснишь, как невозможно объяснить магию природы. Она есть - и все.
   
   
   
           
Листать журнал