Назад Вперед

КУПОЛА УКРАСЯТ РОСПИСИ

В строящейся центральной мечети в Грозном начались работы по внутренней росписи куполов. Для этих работ были привлечены иностранные каллиграфы и мастера из числа самых лучших умельцев и знатоков.
Братья Семих, Хайруддин и Аднан Иртеш, принимающие участие в росписи главного грозненского храма, принадлежат к известной в Турции и далеко за ее пределами династии таких мастеров. Этим ремеслом в их семье владеют уже в третьем поколении. По словам Хайруддина Иртеша, среднего из братьев, мастерство они унаследовали от отца, а он получил его от деда. За более чем полувековой стаж работы они расписали более 300 мечетей по всему миру.

А ведь однообразие рисунков и гаммы красок здесь кажущееся, на самом деле каждый узор росписи неповторим, он исполняется мастерами индивидуально. Орнаменты, сочетания цветов и даже «почерк» сур Священного Корана для каждой мечети подбираются тщательнейшим образом, с самым скрупулезным учетом размеров и архитектурных особенностей здания.
Для центральной мечети чеченской столицы все это было придумано старшим из братьев Иртеш - Семихом.
Свод большого купола мечети венчает Сура Ихлас, воспроизведенная почерком одного из самых известных в мире ныне живущих каллиграфов Хусейном Кутлу. Для ее начертания, как и для написания других священных сур, мастера используют напыление из чистого золота высшей пробы.
Для узорной росписи в ход идут специальные синтетические и натуральные краски. Благодаря особым добавкам, которые подмешиваются в них, узоры будут сохранять свежесть цветовой гаммы как минимум ближайшие пятьдесят лет.
По словам Хайруддина, роспись мечети требует огромного терпения и сноровки:
- Чтобы можно было доверить ученику расписывать купол и у него не дрожала рука, он должен прежде набираться опыта рядом с учителем, как минимум, десять лет, - говорит главный мастер.
А для того, чтобы стать неповторимым настенным узором, рисунку нужно пройти несколько стадий: сперва его наносят на специальную бумагу, потом вручную прокалывают иглой, после чего, приложив бумагу к стене, специальным порошком из древесного угля переводят его контуры пунктиром на стену через маленькие дырочки. И лишь тогда мастера приступают собственно к росписи, тщательно подбирая оттенки красок для каждой детали рисунка.

 

Исмаил Шовхалов
Фото автора