Назад Вперед

Последний бенефис
14 февраля Владимир Путин провел в Кремле свою последнюю в качестве президента ежегодную пресс-конференцию для российских и иностранных журналистов, причем рекордную по продолжительности - 4 часа 40 минут. За это время глава государства ответил на 100 вопросов от 78 журналистов. Рассказал о достижениях 2007-го, первым из которых назвал рост российской экономики в 8,1 %, самый высокий за последние годы.
- Если считать по паритету покупательной способности, если считать объем экономики, - сказал Путин, - обошли такие страны "восьмерки", как Италия, Франция, и Россия по объему экономики теперь занимает седьмое место в мире (по данным международных экспертов). Реальные доходы граждан выросли на 10,4 процента, заработная плата - на 16,2 процента, пенсия - на 3,8.
По собственному признанию, с особым удовлетворением президент отметил успешную реализацию демографического проекта, поскольку рост динамики рождаемости в 2007 году был самым большим за 25 лет. Он сказал также, что правительство страны выполнит обещание по индексации всех пособий в этой сфере, включая и материнский капитал.
- Инвестиции в основной капитал самые большие за все предыдущие восемь лет, – поделился президент. - Такого не было даже в 2000 году, когда рост экономики составил 10 процентов. Инвестиции в основной капитал составили 21,1 процента. Чистый приток частного капитала в Российскую Федерацию составил в прошлом году 82,3 миллиарда долларов, это в два раза больше чем в 2006 году, - в два раза!
Президента радует также финансовое состояние страны. Золотовалютные резервы увеличились на 170 миллиардов долларов и приближаются к отметке в полтриллиона долларов США. Стабфонд составляет 3,84 триллиона рублей. Российские банки достаточно легко прошли кризис ликвидности. Фондовый рынок России растет рекордными темпами, 20 процентов – по Путину - очень неплохой показатель.
А главными проблемой российской экономики глава государства считает инфляцию. Он признал, что с ее ростом справиться не удалось, темпы роста инфляции превысили ожидаемые: вместо 8,5 процента получилось 11,9. Борьба с инфляцией была названа одной из важнейших задач всего руководства страны и в первую очередь экономического блока на 2008-й и последующие годы.
Затем последовали многочисленные вопросы самого разного свойства: о личном, об отношении к преемнику Дмитрию Медведеву, о будущей Олимпиаде в Сочи, ситуации в регионах, об отношениях с Грузией и Украиной и о международных делах. Президент, как всегда, отвечал, не скупясь на яркие, запоминающиеся образы и эпитеты.
Путин решительно отверг слухи и предположения о возможной деноминации российского рубля, сказав, что «это глупо, и нет такой экономической необходимости».
Российские журналисты были настроены по отношению к президенту более чем благосклонно, в отличие от некоторых зарубежных коллег, норовивших чем-нибудь поперчить сладкую картину. И… нарвались. Когда западный журналист спросил, что думает Путин о тогда еще предстоявшем одностороннем провозглашении независимости Косова, ответ прозвучал резко: "Односторонняя поддержка независимости Косово является неморальной и неправовой, - заявил президент России.
- "Международное право сейчас не защищает интересы малых стран", - констатировал он далее, но и этим не ограничился: "Вам, европейцам, не стыдно вообще с такими двойными стандартами подходить? Нам говорят – «в Косово особый случай». Вранье это все, а не особый случай. Мы предлагаем нашим партнерам не поощрять сепаратизм, а выработать единые правила поведения!" Призвав не поступать в вопросе о Косово, исходя из "политической целесообразности», президент заявил, что Россия не собирается обезьянничать и действовать зеркально, если кто-то признает независимость Косово. "Если кто-то принимает дурное решение, то мы не должны так же действовать", - высказался он, причем предупредил, что Россия воспримет это как некий сигнал: "Мы будем реагировать на это поведение партнеров, чтобы обеспечить наши интересы. Если они считают себя вправе, то почему мы не можем? Но мы не будем действовать так же прямолинейно". У России "есть домашние заготовки, и мы знаем, что будем делать", - развивая тему, сказал президент.
Как и на всех предыдущих встречах подобного рода, представители прессы из Чечни и Ингушетии получили возможность задать вопросы. Но ею не воспользовались. Вместо вопросов - какие-то невразумительные, плохо сформулированные словесные реверансы, вайнахи что-то бормотали с трясущими руками, не в силах совладать с волнением. Один приглашал президента в гости от имени народа, хотя вряд ли последний наделил его такими полномочиями, другой кинулся грудью защищать Путина от иностранного журналиста, не преминув при этом с гордостью сообщить всем, кто не в курсе, что он на такой встрече в Кремле не впервые и даже не во второй раз.
Но Путин и без чьих-либо вопросов высказался о ситуации в регионе.
«Позитивные изменения, - сказал он, - прежде всего происходят благодаря самому чеченскому народу. Люди умеют работать и работают эффективно. Руководство Чеченской республики концентрирует свои усилия, финансовые возможности как Федерации, так и собственно республиканские, на решении ключевых текущих задач, от которых действительно зависит социальное самочувствие граждан России, проживающих в Чечне...
…Уверяю вас, никакого сбоя в развитии Северного Кавказа вообще, Чеченской Республики и всей России не будет. Потому что - и это уже совершенно очевидно сегодня - граждане России настроены на продолжение того позитивного курса, который был сформулирован и проводился в течение последних восьми лет, а это главный залог нашего успеха в предстоящие годы». Так говорил президент.